Издание High School Journal

Previous Entry Share Next Entry
Смена парадигм
tedx
kids wrote in hsj_ru
Снимок-экрана-2012-02-19-в-15.42.17
Однажды я задумался, как формируется восприятие, как оно воздействует на наши взгляды, и как взгляды воздействуют на наше поведение. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но еще и на “призму”, сквозь которую смотрим. Если мы хотим что-либо изменить, надо начать с себя. Чтобы совершенствовать себя, необходимо понять наши собственные “парадигмы”, и как осуществить их “сдвиг”.


Слово “парадигма” используется в значении “модель”, “представление”, “система взглядов”.

Снимок-экрана-2012-02-19-в-0.58.50-204x300Мы думаем, что видим мир таким, каков они есть на самом деле или должен быть. Но не всегда это так. Предлагаю посмотреть на картинку и спросить себя, что здесь изображено. Кто-то увидит старуху, кто-то — девушку. Суждения разные, но оба верные. Это доказывает, что люди видят одни и те же вещи по-разному. Мы начинаем сознавать, что другие видят мир иначе, со своей, очевидно столь же ясной и объективной точки зрения. Мы видим мир так, как настроены его видеть. В этом и заключается главная проблема.

Нам нужно глубже понять наши основные парадигмы, до какой степени мы находимся под их влиянием, сопоставляем ли их с реальностью и мнениями других. Все великое произошло благодаря обновлению системы взглядов, представлений, сдвигу парадигмы. Птолемею Земля представлялась центром вселенной, однако Коперник произвел сдвиг парадигмы — доказал, что центр вселенной — Солнце, чем вызвал огромное недовольство.

Прогресс, движение вперед были бы невозможны без людей, посмотревших на вещи с иной стороны. Открытия происходят не потому, что они результат постепенного развития, а потому что кто-то увидел мир через другую “призму”. А у нас по традиции инакомыслящих относят к безумцам.

“Безумцы, уверенные, что способны переделать мир, на самом деле его меняют”, – Стив Джобс.
Мне очень “нравится”, когда взрослые говорят, что нынешнее поколение уже не то, не такое хорошее. Это говорили и будут говорить всегда. Я это к тому, что все происходит к лучшему. Утверждая, что люди занимаются ерундой (делая книги электронными или издавая журнал для подростков, к примеру), попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Ведь, возможно, за этими поступками стоит будущее.

Я уже упоминал, что цель нашего журнала — побудить людей думать и менять мир. Стабильность для слабаков и лентяев. Никогда она не была лучше прогресса. Смысл жизни — движение вперед, а для этого нужно сдвигать парадигму, смотреть на мир иначе. Второй вывод в том, что так как мы видим вещи по-разному, прежде чем спорить, доказывать свою правоту, нужно попытаться посмотреть на ситуацию со стороны собеседника, понять его парадигму.

Советую прочитать

Стивен Р. Рови «7 навыков высокоэффективных людей».

В 1 части этой книги подробно описываются моменты связанные со «сдвигом парадигмы» на основе примеров и исследований.

Профессор Кен Робинсон предлагает «сдвинуть парадигму», поменять систему образования. Нынешняя, по Робинсону, сформировалась во время индустриальной революции и была заточена под удовлетворение потребностей той экономики. Начало и конец рабочего времени по звонку, жесткая предметная специализация, конвейерный принцип сборки с аттестатом о среднем образовании в финале. Если какую-то деталь не подвезли или уронили, конвейер останавливается. Стандартные тесты, в которых к каждому вопросу подходит ровно один правильный ответ, — это тоже наборы мелко нарезанных фабричных операций, для которых существует единственный правильный способ выполнения. Существующая система образования убивает главное конкурентное преимущество человека — дивергентное мышление, то есть способность давать на вопрос множество ответов и находить для любой проблемы не одно, а несколько решений. Сэр Кен ссылается на одно социологическое исследование, показавшее, что в дошкольном возрасте 98% детей — гении дивергентного мышления, а в 8-10 лет — уже только 50%. Дальше хуже. Предлагаю посмотреть его лекции, посвященные этой проблеме.




  • 1
Сэр Кен говорит о проблеме вчерашнего дня. Методики обучения дивергентному (более распространено - креативному)мышлению существуют, но активно внедряются только в узких рядах. Вопрос в том, имеет ли смысл их внедрять повсеместно. Как ни крути, даже в золотом миллиарде основной класс - обслуживающий, а не креативный.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account