Издание High School Journal

Previous Entry Share Next Entry
Спасибо СССР за это
tedx
kids wrote in hsj_ru
x_357ca4ce
Текст: Анастасия Непомнящая

Сегодня на уроке отечественной истории наша учительница истории сказала: «Изучите получше хрущевскую реформу образования, ведь вы тоже живете в годы реформ». Звучало актуально. Но происходят ли реформы на самом деле? Готовы ли люди к переменам?

В прошлом году Россию сотрясла новость о грядущей реформе образования. Сразу начались слухи. «Цыганское» радио отлично сработало: все добавляли все новые и новые ужасающие подробности. Подростки активно распространяли посты в социальных сетях про жестокое правительство. Учителя в панике: «Как так? Сократят мои часы географии!», «Зачем детям ОБЖ, вместо Великого и Могучего?!». По моему мнению, ничего радикального за этот год так и не произошло. Да и вообще уже много лет ничего не происходит.


Что считать за реформу? Президент дал курс на модернизацию – «Компьютеров в каждую школу! Да побольше!» Но это не реформа. Скорее дань времени. В современном мире невозможно представить жизнь без гаджетов. Дети с малых лет осваивают всевозможные устройства. Следовательно, когда дома лежит навороченный планшет, а в школе дают потрепанную книжку, это вызывает негатив. Писать мелом на доске уже неинтересно, книжками уже не увлечешь. А вот смарт-доска – универсальное решение проблем: в интерактивном процессе обучения сочетаются получение знаний и приятное времяпрепровождение для школьника. Конечно, это не отпуск на берегу океана, но лучше чем сорокаминутная занудная лекция.

Сокращение часов непрофилирующих (да и профилирующих) предметов – опять же дань времени. Уже никому не нужны «разнорабочие» или «просто менеджеры». Нужны плотники, электрики, менеджеры по закупкам, менеджеры по логистике, менеджеры управления персоналом и т.д. и т.п. Век разделения труда и узких специализаций: каждый делает то, что хорошо умеет. К сожалению, всеми восхваляемая советская система образования предусматривает только широкие понятия. Не экономика, право и социология, а обществознание; не всемирная и отечественная история, а просто история. В итоге удивляемся, почему это в стране так мало специалистов.

Мне кажется, что не нужно искать проблему на поверхности. Скажем прямо, советская система уже морально устарела. СССР уже 20 лет как нет, а система все еще существует.

В первую очередь, нужно изменить оценивание. Банальные 5,4,3,2 – слишком узкие критерии для информационного поколения. 5- это «отлично, молодец», а 4- «да, ты молодец, конечно, но вот здесь ты допустил глупейшую ошибку». Создается ощущение, что в последнее время идет борьба за оценку, а не за знания. Мне сказала одна учительница: «Этот класс плохой, потому что они готовы удавиться ради оценки и заложить кого угодно». Естественно. Как уж тут не удавиться, если сначала был отчитан учителем публично за плохую отметку, а дома тебя ждут те же «совковые» родители, которым не докажешь, что у тебя «2» не потому, что ничего не понимаешь , а потому что просто не учил; что у тебя «4» не потому, что ты плохо стараешься, а потому, что учительнице не понравился твой почерк или два исправления; что у тебя «3» не потому, что «тебе повезло, что не «2»», а потому что ты случайно сделал другой вариант. У каждого в школе был момент, когда он считал, что его оценка нечестная.

Нужно исключить человеческий фактор и ввести более широкую, например, 100бальную систему. В конце темы всему классу дают разные варианты теста, который объективно оценивает твои реальные знания, а не знания соседа или мнение учительницы. А развитие творческого мышления нужно оставить на внеклассные занятия или предметы по выбору, так как не все хотят этим заниматься. Расширение кругозора – это приоритет отдельных людей. Некоторым это не надо. Насильно мил не будешь. Еще никому не удалось сделать из идиота умного без желания самого идиота. А наши на вес золота учителя растрачивают свои нервы и энергию на подобные экземпляры, потому что им не сделают надбавку к зарплате за плохую успеваемость. Нельзя сказать сейчас, приведет ли такая реформа к массовой безграмотности. Но она будет работать на ученика и его будущее.

Вторая проблема – это культ учителя в России. Я не знаю ни одной цивилизованной страны, где бы к учителю было положено относиться с почтением большим, чем к родителям. Чего стоит только эта фраза: «Дома так с мамой будешь разговаривать!» Если доказываешь свою точку зрения – хам, поправляешь ошибки – умник, плохо учишься – бездельник, нет способностей – бездарь. Все доходит до крайностей и способствует стремительному понижению самооценки. Это провоцирует лицемерие, и, наоборот, неуважение к старшему поколению. Мы знаем наших учителей по 9,а то и больше лет, но за это время (по неписаным правилам) нельзя подняться на более дружеский уровень отношений. Искреннее желание помочь другу сильнее метода «дубинки». А все из-за пресловутого отсутствия кадров и престижа профессии. Наше государство думает, что нужно повышать престиж повышением зарплаты. Но какие ученики пойдут в педагогический ВУЗ? Те, которые помнят ту старую вечно недовольную даму, которая постоянно ноет про маленький оклад, про чудное советское время и неблагополучие России. Это стереотип. Его надо менять. Делая школьную атмосферу более теплой и дружеской, можно привлечь молодежь. Приятнее работать с коллективом, когда тебя считают не вредной теткой, а старшим наставником, который поможет в трудной ситуации.

Пока ничего кардинально не меняется. И не изменится. Потому что староверы советской закалки предпочитают политику «распыления сил на все понемногу» вместо воспитания таланта в нужной области. Кругозор не может быть важнее будущей профессии. Это было актуально 50 лет назад, в условиях плановой экономики, когда эффективность труда мало что значила – не было стимулов к труду, ведь зарплату платили стабильно одну и ту же. Но в наше время надо пробиваться, подниматься по карьерной лестнице, и все знания, необходимые для рывка, невозможно освоить только в школе или в ВУЗе. На то мы и информационное поколение, чтобы черпать информацию отовсюду. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, как говорил мудрый русский народ. Вот и еще одна проблема, доставшаяся нам с развалин коммунизма.



  • 1
Культ учителя не в России, а в отдельно взятой школе. Именно это, Если доказываешь свою точку зрения – хам, поправляешь ошибки – умник, плохо учишься – бездельник, нет способностей – бездарь, называется "не повезло с педагогами".
Есть школы и есть учителя, которые смотрят на учеников как личность. И именно к таким учителям через много лет после школы можно забежать на часок, может, помочь с оформлением класса, просто поговорить за жизнь. А есть и такие учителя, о которых как вспомнишь, так вздрогнешь и с облегчением выдохнешь, что больше с этим никогда не встретишься.

Когда я перешла из "ближайшей к дому" школы, где были примерно такие отношения, как у Вас, в Физико-Технический Лицей, это было культурным шоком. Все учителя в Лицее разговаривали с учениками на Вы, даже с третьеклашками. И старались не перебивать учеников. И на перемене можно было позвать учителя географии, того самого, которому только что сдавал страны Африки, поиграть в шахматы. К учительнице английского мы ходили в гости пить чай и гладить её великолепного кота. И так далее, и тому подобное.

Узкая специализация - палка о двух концах. Если в какой-то момент специалистов в данной области становится слишком много, то "лишние" либо уходят в другие профессии (что требует знаний и умений вне специализации), либо у них всё плохо. Далее, широкий кругозор и умение гибко мыслить внезапно оказываются очень востребованными после рождения ребёнка. Проанализировать горы информации, сваливающиеся на родителя, взять на себя ответственность и осознанно выполнять какие-то действия по отношению к ребёнку, да даже просто ответить на его вопросы довольно сложная задача. Конечно, можно остаться барашком, тупо выполняющим чьи-то указания. Но зачем?

Edited at 2012-10-10 02:00 pm (UTC)

"староверы советской закалки предпочитают политику «распыления сил на все понемногу» вместо воспитания таланта в нужной области"
Широкий кругозоря - это конкурентное преимущество. Узкую специализацию лучше развивать на практике, тем более как бы не учили, узко - широко или продвинуто с планшетами, получить реальный опыт можно только в условиях реальной работы.

Есть здравые мысли, но местами противоречиво и однополярно, категорично.
Не факт, что за электронной доской жизнь заиграет новыми красками - это же просто усовершенствованный гаджет, та же доска, вид сбоку)
100 баллов - все равно усреднение будет, 87 никто не поставит) та же 10значная оценка. И, если автор утверждает, что оценки - шлак, то тогда надо предлагать вообще их отменить :)

За реализацию же идеи газеты в ЖЖ - 99,9 баллов )

Вы еще не знаете историю создания журнала. Все происходило на эмоциях. Как возникла идея, у нас посыпались темы, которые хотели всем рассказать, которые вызывали у нас больше всего эмоций. Поэтому в первых статьях очень много радикальности и протеста.

Я учился не в России.
У нас 100 бальная система.
Например, в контрольной 10 задачь по 10 баллов каждая, ресультат это сумма баллов за каждую задачу.
В вузе я встречал и более хитрые системы оценок, например: +4 за правильный ответ, -1 за неправильный. Люди реально получали отрицательные оценки (в табеле, конечно они отруглялись до нуля)

есть в этом вопросе правда, но все же дело еще и в реализации.

если в каждом вузе свой подход, то и итог разный. по крайней мере в школе нужна унификация

Во всех школах, которые я встречал, подход к 100 баллам оценки был одинаковый: сумма по пунктам. Таким образом, нет сильного округления.
Да и ЕГЭ у всех один. У нас он ещё и проверяется не в школе, а в министерстве образования.

Это не культ учителя, это культ подавления личности.
Ещё одно из его проявлений.

++На то мы и информационное поколение, чтобы черпать информацию отовсюду. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, как говорил мудрый русский народ. Вот и еще одна проблема, доставшаяся нам с развалин коммунизма.++
Вот с этого и рекомендую начать автору - учиться черпать информацию из РАЗНЫХ источников, например про "проблемы", доставшиеся нам с развалин коммуниза, и адский ад, доставшийся с развалин (слава богу) перестройки.
Отдельный лулз доставила фраза "как говорил мудрый русский народ" :) Вы эта, в ацтеки нас раньше времени не записывайте.

Прежде, чем что-то трогать, необходимо убедиться, что есть заинтересованные и сведущие люди, которые понимают, куда рулить. Такой человек должен иметь широкий кругозор, видеть проблемы, знать, как они решаются в других странах, быть способным сравнить разные подходы к задаче и выбрать то, что подходит России. Реформу нужно готовить за несколько лет до введения новых правил, учебники и методики должны быть готовы заранее. На все это у нас сейчас нет ресурсов, все решения принимаются тупоголовыми бюрократами. Поэтому лучшее, что можно сделать - это ничего не менять, не тратить деньги и время.

В тексте почему-то описаны сплошные крайности, и после этого сделан вывод, что наша система образования - полная ерунда.
Разумеется, образование устарело, факт в том, что в современном мире до сих пор нету более продуктивной системы, чем у нас.
А идея автора текста стопроцентно не прокатит.

Пишу со стороны родителей (мои дети в 1 и в 4 классе)

Мы сейчас столкнулись с тем, что в 4 классе вместо "великого и могучего" стали преподавать светскую этику и разные религиозные истории. То есть минус СОРОК часов русского. И при этом в конце года - аттестация.

До этого в третьем классе ввели третий урок физкультуры. Вместо чтения.

С прошлого года у первоклашек (и впоследствии это будет у всей началки) стали проводить внеурочные занятия. По два в день. Это может быть и физкультура, и хор, и английский, и математика с логикой. Все нацелено на то, чтоб первоклашки не гасали по улице. Но нормальные родители и так водят своих детей на всякие кружки, и занимают их по мере возможности. А те, кому ничего не надо, и так занимаются всякой ерундой. Отказаться от внеурочки теоретически можно, но на практике многие сталкиваются с трудностями.

Не знаю, что будет дальше, но уже сейчас мне эта система образования активно не нравится.

каждый раз министерство образования придумывает что-то новое, чтобы мы не скучали

  • 1
?

Log in

No account? Create an account